Лекция 3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБОСНОВАНИИ БИЗНЕС ПЛАНОВ

1. Бизнес-план, его назначение и структура.
2. Технология составления бизнес-планов.
3. Программное обеспечение бизнес-планирования.

1 Бизнес-план, его назначение и структура

Чтобы предприятие эффективно функционировало, т.е. приносило прибыль, необходимо заранее продумывать и планировать все экономические аспекты его деятельности. Наиболее перспективным в данной ситуации является бизнес-планирование.
Бизнес-план - это обычно план на год, который также составляется на ежегодной основе. Иногда он неоднократно пересматривается в течение года. Как правило, он является результатом совещания управленческого состава, на котором сводятся планы продаж, инвестиций, развития основных средств и потребности в капитале и бюджетирование. Эта информация подается в денежном выражении. Бизнес-план определяет плановые показатели по объемам продаж и производства, а также другие планы низшего уровня.
Бизнес-план - это документ, который должен комплексно, системно обосновывать управленческие решения, связанные с предпринимательской деятельностью.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:
• изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
• оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
• обнаружить всевозможные "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
• определить те показатели, на основе которых можно будет регулярно оценивать ход событий.
Различают 4 типа бизнес-планов:
1) Внутренний бизнес-план.
2) Бизнес-план для получения кредитов.
3) Инвестиционный бизнес-план.
4) Бизнес-план финансового оздоровления.
Составление бизнес-плана включает 3 основных этапа:
1) Предпроектный анализ.
2) Составление бизнес-плана.
3) Экспертиза проекта.
После составления бизнес-плана проводится анализ эффективности проекта. В этом документе рассчитываются показатели текущего и перспективного финансового состояния предприятия, а также показатели эффективности инвестиций.

2 Технология составления бизнес-плана

Существует стандарт составления бизнес-плана. Он должен включать определенный перечень документов и создается по следующей структуре:
1) Обзорный раздел или резюме (краткий обзор всего бизнес-плана).
2) Описание предприятия (характеристика предприятия, его места на рынке, сильных и слабых сторон, привлекательности для инвесторов).
3) Описание отрасли (определение экономического сектора отрасли, описание сегмента рынка, характеристика потенциальный клиентов и основных конкурентов и т.д.).
4) Описание продукции (услуг).
5) Описание рынка (описывается рынок сбыта продукции или услуг, стратегия продвижения продукции на рынок).
6) Производственная деятельность (подробное описание процесса производства продукции и ее поставки потребителям).
7) График выполнения работ (календарный план) (прогноз сроков мероприятий и потребности в финансовых ресурсах для их реализации).
8) Финансы (прогноз движения денежных потоков (CashFlow), описание текущего финансового состояния предприятия).
9) Приложения.
10) Презентация бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:
• описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;
• краткие сведения о квалификации управленческого персонала, доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
• описание ситуации на рынке и в отрасли;
• преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы компании, ее текущее финансовое состояние;
• долгосрочные и краткосрочные цели проекта;
• тактический план (краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели);
• потребность в инвестициях, как они будут использованы, предполагаемые источники финансирования, как они будут погашаться;
• ключевые экономические показатели эффективности проекта;
• какие риски и какие вознаграждения могут ожидать инвесторов.
Описание предприятия. Дается характеристика предприятия, уделяя особое внимание его отличиям от существующих предприятий данной отрасли. Указывается период его работы или срок ввода в действие, существующие рынки, его привлекательность для инвесторов, подчеркиваются слабые и сильные стороны его деятельности, какие улучшения необходимы, но без излишнего акцентирования недостатков.
В описании текущей ситуации обязательно должны быть представлены сведения о развитии за прошедшее время и история предприятия.
Описание отрасли должно включать в себя следующую информацию:
• определение экономического сектора отрасли (наука, производство, распределение, услуги и т.п.);
• перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью промышленности;
• сезонность производства;
• географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
• описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;
• характеристика имеющихся основных клиентов;
• характеристика потенциальных клиентов;
• наиболее перспективные клиенты (указать в порядке убывания);
• общий объем продаж по отрасли и тенденция изменения рынка;
• перечень основных конкурентов;
• доля рынка, принадлежащая конкурентам;
• сильные и слабые стороны конкурентов;
• возможности конкурентов (их тактика, продукция, цены, рекламный пакет, имидж, местонахождение, персональные продажи, связи с отдельными людьми и организациями).
Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуги, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства, ценообразование на продукцию.
В разделе Анализ рынка следует уделить внимание следующим вопросам.
 Характеристика рынка (размеры рынка; доля предприятия на рынке; опубликованные прогнозы относительно будущего развития рынка и т.д.)
 Характеристика потребителей продукции (тип потребителя; их географическое расположение; их мнение о продукции).
 Стратегия сбыта продвижения продукции на рынке (расчет и обоснование цены, ценовая политика; реклама; стимулирование сбыта; сервисное обслуживание; связи с общественностью).
 Анализ конкурентоспособности предприятия (перечень предприятий - основных конкурентов; их сильные и слабые стороны; их финансовое положение; их уровень технологии и т.д.)
Производственная деятельность
В этом разделе подробно описывается стратегия планирования производства продукции или услуги и сбыта, описание технологического процесса, включая потребности в оборудовании, участках земли, сырье и т.д., а также требования к квалификации и наличие необходимого персонала.
Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
В финансовой части плана наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) подробно описывается текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии).
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане (результаты маркетинговых исследований, отзывы авторитетных организаций, лицензионные соглашения, заключения аудиторов и т.д.).
Представление проекта не менее важная и ответственная задача, чем его разработка. При этом рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1. Текст должен быть набран хорошо читаемым шрифтом, хорошо иллюстрирован, его объем не должен превышать 25-30 страниц.
2. Презентация проводится специалистом с высоким уровнем компетентности, хорошо разбирающимся в проекте.
3. Перспективы развития предприятия должны быть представлены ясно, реалистично, но без излишнего оптимизма.
4. Проблемы и факторы риска, а также пути их решения, должны быть четко обозначены.
5. Конфиденциальная информация может быть опущена и представлена, в случае необходимости, дополнительным документом.
Последовательность шагов в процессе презентации проекта инвесторам может быть следующая:
1. Определение основных характеристик продукта, предприятия, отрасли и рынка.
2. Условия, на которых должны быть предоставлены инвестиции.
3. Финансовые показатели предприятия и прогноз на перспективу; показатели эффективности проекта.
4. Определение категории лиц, представляющих проект.
5. Календарный план проекта.
Инвесторов могут также интересовать следующие данные: процент (доля) продаваемого проекта; общая цена этой доли предприятия; минимальный объем инвестиций; условия предоставления капитала (обыкновенные акции; привилегированные акции; долговое обязательство с гарантиями; заем с возможностью покупки акций по фиксированной цене в определенный период времени; и т.п.)
3 Программное обеспечение бизнес-планирования

Рынок программного обеспечения бизнес-планирования или финансового моделирования бизнеса довольно обширен. Современные компьютерные программы по составлению бизнес-планов удовлетворяют всем международным требованиям. Информационные технологии позволяют не только посчитать все необходимые показатели, но и построить графики, рассчитать варианты финансирования, провести анализ по принципу «что если?».
Наиболее распространенной в нашей стране является продукция фирмы "Про-Инвест Колсалтинг", а именно:
• Project Expert (РЕ).
• Audit Expert (AE).
• CRM-решения:
• Quick Sales (QS, QS-free)
• Sales Expert (SE)

Аналитическая система Project Expert – система поддержки принятия решений для разработки и выбора оптимального плана развития бизнеса, создания финансовых планов и инвестиционных проектов. Project Expert позволяет моделировать деятельность предприятий различных масштабов – от небольшого частного предприятия до холдинговых структур.
Программный комплекс Project Expert, созданный российской фирмой "Про-Инвест Колсалтинг", – это инструмент для построения финансовой мо¬дели предприятия, действующего в условиях рынка. Построенная при помо¬щи Project Expert модель может быть эффективно использована для:
 разработки детального финансового плана предприятия;
 расчета бюджета предприятия и определения потребности в финанси-ровании;
 разработки соответствующего международным требованиям инвести-ционного проекта и бизнес-плана развития предприятия;
 контроля процесса реализации инвестиционного проекта.
Данная система обеспечивает возможность корректного формирования денежных потоков посредством организации ввода данных в параллельных валютах и проведение расчетов в реальных ценах с учетом инфляции и с периодом в один месяц. При этом для устранения погрешности в расчетах, внесенной инфляцией, финансовый результат, полученный в рублях, преобразуется в эквивалент в долларах США посредством конвертации по текущему обменному курсу.
Пакет Project Expert позволяет составлять бизнес-планы для предприятий различных размеров. Программа готовит стандартный набор отчетов, соответствующий международным стандартам бухгалтерского учета. Также пакет позволяет конструировать любые пользовательские таблицы.
Специальный модуль обмена Project Expert позволяет импортировать и экспортировать информацию в MS Excel и другие Windows-приложения.
Особенности системы Project Expert
Пакет Project Expert имеет следующие возможности.
1. Длительность проектов до 30 лет с дискретностью расчетов
1 месяц.
2. Выбор двух валют для расчетов.
3. Ввод всех данных проводится на текущий момент времени в текущих ценах.
4. Формирование инфляционной картины проекта с последующей автоматической коррекцией данных.
5. Адаптивный модуль описания налогового окружения.
6. Различные способы учета процентов по кредитам.
7. Сетевой график проекта. Календарный план работ, диаграммы.
8. Номенклатура продуктов (услуг) до 100 в одном проекте.
9. Стратегия продвижения и сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках с учетом:
 продаж в кредит;
 продаж с предоплатой;
 лизинга;
 задержек платежей;
 скидок в цене;
 кривой жизни продукта;
 сезонности;
 запасов готовой продукции.
10. Стратегия формирования производственного плана.
10.1 Описание постоянных издержек.
10.2 Описание прямых (переменных) издержек:
• смета затрат до 10000 наименований для каждого продукта (услуги);
• формирование производственных запасов с учетом времени их использования в технологическом цикле.
10.3 Формирование плана по персоналу.
11. Стратегия формирования и управления капиталом с учетом:
o акционерного (собственного) капитала;
o заемного капитала (кредиты и кредитная линия);
o размещения свободных средств на депозит в банк или альтернативные проекты;
o выплаты дивидендов.
12. Формирование отчетных документов.
12.1 Основными отчетными документами после проведения расчетов являются:
 отчет о прибылях и убытках;
 баланс;
 отчет о движении денежных средств (Cash-Flows).
12.2 Формирование отчетных документов производится с дискретностью во времени по желанию пользователя, вплоть до 1 месяца.
12.3 Для оценки эффективности инвестиций используются показатели, принятые в международной деловой практике.