ВАРИАНТ VIII.

ПОНЯТИЕ
ЗАДАНИЕ 1. Дать полную характеристику понятиям:
а) Политика, б) Истец; в) Антипатия.
ЗАДАНИЕ 2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем.
а) Юрист, следователь, шахматист; б) симпатия, антипатия; в) гармоничный, дисгармоничный.
ЗАДАНИЕ 3. Обобщить следующие понятия: а) Уголовный кодекс, б) Нотариус; в) Общественное мнение.
ЗАДАНИЕ 4. Ограничить следующие понятия: а) должностное преступление; б) правонарушение; в) договор.
ЗАДАНИЕ 5. Установите, правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правильно нарушено).
а) Источники права – акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права; б) Кассационная жалоба – это жалоба на приговор или решение суда, не вступившее в законную силу.
ЗАДАНИЕ 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:
а) Нормы права; б) Теория; в) Музыка.
ЗАДАНИЕ 7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены.
а) Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим.
б) Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
СУЖДЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 1. Определить вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.
а) Ейск – севернее Краснодара. б) Обычай – это правила, сложившиеся в результате многократного повторения определенных поведенческих ситуаций.
ЗАДАНИЕ 2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А.Е,I,O:
а) Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений;
б) Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции.
ЗАДАНИЕ 3. Изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установить распределенность субъекта и предиката.
а) Ни один человек не должен страдать за правду. б) Хулиганство - умышленное действие, грубо нарушающее общественный порядок и выражающее явное неуважение к обществу.
ЗАДАНИЕ 4. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Указать антецедент и консеквент в импликативных суждениях.
а) Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения. б) В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода.
а) Некоторые свидетельские показания недостоверны.
б) Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности не является действительной.
ЗАДАНИЕ 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода.
а) Всякое правонарушение – противоправное деяние. б) Ни один невиновный не должен быть осужден.
ЗАДАНИЕ 3. Сделайте вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату.
а) Некоторые юристы – судьи.
б) Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности.
ЗАДАНИЕ 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите истинность или ложность.
а) Несовершеннолетние не имеют право голоса;  б.) Каждый гражданин обязан соблюдать законы государства.

ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
ЗАДАНИЕ 1. Сделать вывод. С помощью общих правил силлогизма установить, следует ли заключение с необходимостью:
а) Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Н. не освобожден от уголовной ответственности.
ЗАДАНИЕ 2. Сделать вывод из посылок, определить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
а) Некоторые композиторы – авторы симфонической музыки. Н. не является автором симфонической музыки.

ДЕКУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 1. Найдите основание и следствие в условных посылках сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме.
а) Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. К такому лицу по назначению суда могут быть применены меры медицинского характера.
б) Не было гвоздя, подкова пропала, подкова пропала – лошадь захромала. Лошадь захромала, командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя.
ЗАДАНИЕ 2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью.
а) Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья Л. - потерпевший.
б) Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья Л. может участвовать в рассмотрении дела.
ЗАДАНИЕ 3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему.
а) В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские. Наш кооператив производственный. б) Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам.
ЗАДАНИЕ 4. Определить вид дилеммы, сделать вывод, постройте его схему:
Гражданин вправе требовать по суду опровержение порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности Гражданин С. не вправе требовать по суду опровержения сведений или порочащих его – честь и достоинство, или его деловую репутацию.

ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 1. Определите метод научной индукции, примененной в следующем рассуждении:
а) Сотрудники ДПС преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны. Ими оказались Максин и Рябов. Однако в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Максин, ни Рябов не владеют навыками вождения автомобиля. По-видимому, у Максина и Рябова был соучастник, владеющий такими навыками.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
ЗАДАНИЕ 1. К данным тезисам подберите аргументы:
а) Авария произошла по вине водителя разбившегося автомобиля.
ЗАДАНИЕ 2. Постройте прямую и косвенную аргументацию тезиса, выразите её в логической схеме:
а) Петров не является соучастником преступления. б) Друзья познаются в беде.

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
ЗАДАНИЕ 1. Сохраняет ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием, заключенным в скобках. а) За время службы в милиции младший лейтенант Гусев проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным). б) В подтверждение выдвинутых положений защитник привел убедительные аргументы (основания, доводы).
ЗАДАНИЕ 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
а) Не каждый орган государственной власти имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.
б) Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.
ЗАДАНИЕ 3. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений.
а) В привокзальном ресторане Н. встретился с двумя неизвестными мужчинами. В привокзальном ресторане Н. ни с кем не встречался. б) Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.
а) М. обязан явиться в суд в качестве, свидетеля и дать правдивые показания; так как он вызван в качестве свидетеля.
б). Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.